Учите детей проговаривать свои действия

Прежде чем говорить о речи, необходимо заострить внимание на мышлении. Мышление всегда направлено на выход из новой для ребёнка ситуации, когда прежних навыков уже не хватает. В педагогике такие ситуации принято называть проблемными. Таким образом, можно сказать, что мышление — это всегда искание и открытие нового. В свою очередь такой процесс неразрывно связан с речью.

 Вы, наверно, обращали внимание, что если ребёнку дать делать что-нибудь новое, то он высовывает язык. Взрослые радуются, говорят, что язык высовывают от удовольствия! А вот и нет!. Мышление, как было сказано выше, невозможно без речи! В данном случае язык выполняет функцию внешней речи.

Не только у детей функция внешней речи включается при выполнении нового действия. Допустим, хочется приготовить новое блюдо. Хозяйка смотрит в рецепт и проговаривает вслух или про себя последовательность действий. Если готовить это блюдо постоянно, то действия со временем становятся автоматическими, в момент приготовления можно и по телефону разговаривать, и думать о чём-то другом. Но если, готовить от случая к случаю, то без речи, без внимательного повтора последовательных операций не обойтись! Вы обращали внимание, как учат танцевать? Всегда счёт и название элемента проговаривается: раз-два-три, поворот, раз-два-три, ножку в сторону. Это не что иное, как переведение новых действий в автоматизм.

У ребёнка почти все действия, связанные с получением нового знания  — это проблемные ситуации. Дело осложняется тем, что без перехода внешней речи во внутреннюю очень трудно продвигаться дальше. Здесь необходима помощь взрослых.

Обязательно учите детей проговаривать свои действия. Неумение использовать внутреннюю речь мешает обучению в школе. Только последовательность мыслительных операций (внешняя речь — внутренняя речь) закрепляют автоматические навыки.

Как и где этому учить? В любой игре, где требуется отработать автоматизм. Даже при игре с мячом! Вы учите малыша бросать и ловить мяч и проговариваете: мяч бросаем и ловим, бросаем и ловим. Передавая мяч ребёнку, просим его тоже проговаривать эту последовательность. Игра с кубиками, выполнение узора: красный кубик-зелёный кубик-жёлтый-красный кубик-зелёный- кубик — жёлтый. Постепенно внешняя речь уходит, переходит во внутреннюю, а затем действие идёт на автомате.

Когда вы видите, что в каком-то навыке происходит сбой, просите ребёнка начать проговаривать свои действия.

В дальнейшем у ребёнка навык проговаривания в сложных моментах закрепится, ему будет легко выполнять задания учителя, так как  всё в общем-то сводится к последовательности тех или иных манипуляций, они и дают нужный  автоматизм.

Такая простая и лёгкая вещь, как проговаривание своих действий является в дальнейшем ключом к хорошей успеваемости.

Оставить сообщение

Обязательные поля помечены*